Дата-проекты — долгосрочные вложения

В 2011 году Макс Шремс из обычного венского студента превратился в символа борьбы за безопасность персональных данных. Он доказал, что Facebook, до этого открещивавшийся от обвинений, на самом деле хранит всю информацию о любых действиях пользователей в своей соцсети. В том числе удаленные файлы и комментарии. Макс затребовал свои персональные данные — ему выслали файл в формате pdf в 1200 страниц, которые он не поленился внимательно изучить.

Дата-проекты — долгосрочные вложения

Работа с цифрами в новостях

Далее «Работа с цифрами в новостях»

Работа с цифрами в новостях

Журналистика данных: 3 простых вопроса

Далее «Журналистика данных: 3 простых вопроса»

Журналистика данных: 3 простых вопроса

Журналистика в эпоху данных

Стэнфордский университет подготовил серию из 9 видео «Журналистика в эпоху данных» (Journalism at the Age of Data), Исследователи вуза рассмотрели данные, не просто, как основной источник информации ближайшего будущего, но и как форму коммуникаций, возможность через данные рассказать историю. Далее «Журналистика в эпоху данных»

Журналистика в эпоху данных

Примеры журналистики данных

Примеры дата-проектов, про которые рассказывает «Пособие по журналистике данных». Это материалы, которые были созданы на основе анализа данных. Часто в таких проектах речь об обработке огромного количества информации, цифр. И очень интересно, как СМИ визуализируют эти данные в материалах, какие сервисы используют для работы с таким количеством информации. Далее «Примеры журналистики данных»

Примеры журналистики данных

Ошибки при работе с цифрами

Говорят журналисты и цифры – вещи несовместимые. А если цифры надо сложить или вычесть, или не дай бог, умножить и разделить, то репортеры любых рангов выкидывают белый флаг.

Так говорят, и только журналисты знают, насколько эта шутка близка к правде.

И это, на мой взгляд, самое парадоксальное в журналистике.

Большинство наших историй связаны с теми или иными цифрами. Идет ли речь о переписи населения, результатах выборов, итогах спортивных соревнований, росте цен на товары или девальвации национальной валюты – это работа с цифрами. И настолько же часто журналисты работать с цифрами не любят. Не считают их важными, редко перепроверяют, недостаточно внимательно относятся к десятым и сотым долям.

На BBC, устав от такой необоснованной нелюбви к цифрам со стороны журналистов, решили написать пост в корпоративном блоге о самых распространенных ошибках, которые репортеры и редакторы допускают, рассказывая свои истории с помощью цифр. Бизнес-редактор Роберт Пестон, редактор по вопросам экономики Стефани Фландерс и редактор отдела, посвящённого дому, Марк Истон, составили целый список таких ошибок журналистов. Полностью читать их в журналистском блоге BBC.

4 самые крупные ошибки из этого списка (перевод взят с сайта ijnet.org):

Невнимание к контексту

По словам экспертов, часто числа, о которых говорят журналисты, кажутся астрономическими без раскрытия дополнительного контекста. Например, когда политики обсуждают распределение фондов, огромные суммы — миллионы и миллиарды, о которых они рассказывают, должны рассматриваться в соответствии с размером задач, на решение которых эти суммы выделены.

К примеру, хотя сумма в 300 миллионов фунтов стерлингов (470 миллионов долларов США), которую бывший премьер-министр Великобритании Тони Блэр пообещал выделить на создание бесплатных детских садов и яслей, может показаться высокой, в статье отмечается, что на самом деле это сводится к 1,15 фунтов стерлингов (1,81 долларов США) на одного ребенка в неделю. “Таким образом, если сумма будет названа без рассказа о контексте, она кажется огромной, хотя на самом деле это очень небольшие средства, принимая во внимание ту задачу, которую они призваны были решить”, – говорят эксперты Би-би-си.

Публикация «шокирующих цифр»

Довольно часто журналисты соблазняются желанием шокировать читателя, рассказывая об огромных цифрах, не исследовав тему по-настоящему. Суммы, которые на первый взгляд заслуживают того, чтобы о них рассказали в печати, могут быть результатом ошибки или неправильного толкования смысла.

Рассказ об экстремальных цифрах в противовес среднему значению

Рассказывая о числах, старайтесь избегать крайних, случайных значений, не отражающих общую картину. Примером может служить статья с названием “Глобальное потепление может повысить температуру на 11 градусов Цельсия”, в которой была упомянута модель предсказания климата. На самом деле вероятность изменения климата на 11 градусов в данной модели — один раз их 2 000, а значит, заголовок статьи вводит читателя в заблуждение.

Рассказ об изменяющихся значениях без объяснения причин явления

Новости часто рассказывают о росте или падении значений, данных в цифрах, но зачастую читателям не рассказывают о предыстории. «Например, новости о том, что риск удваивается, если вы используете мобильный телефон; количество людей, которые были остановлены и обысканы полицией, увеличилось в 4 раза; возможность заболеть раком груди увеличивается у пьющих людей – все эти новости очень популярны в наше время, но часто они создают удручающее ощущение: они не дают никакой полезной информации”,- говорят эксперты. Важно рассказать как о причинах изменений, так и о том, какова была статистика до того, как ситуация изменилась (например, до изобретения сотовых телефонов), утверждают авторы списка.

Ошибки при работе с цифрами

The Data Journalism Handbook: принципы, методы, правила

handbook по дата-журналистикеЭту книгу написали… 70 человек. Пожалуй, не найти больше ни одного другого учебника по журналистике, где был бы такой впечатляющий список авторов. 

Называется она The Data Journalism Handbook. Книга, авторами которой стали журналисты ведущих западных изданий, развивающих направление дата-журналистики (в мире принято называть ее data-driven journalism). 

The Data Journalism Handbook — настольная книга для всех, кто изучает журналистику данных. И пока единственное руководство, в котором описаны принципы, методы, правила дата-журналистики.

Пособие расскажет как собирать информацию из цифр и данных, где ее искать, как обрабатывать полученные данные и как с помощью цифр рассказать журналистскую историю, как оформить все собранное в единый понятный проект.

Книга были издана на английском языке. В рунете предпринимались попытки перевести ее, но за дело взялись РИА Новости и в сентябре 2012 года презентовали ее на русском языке. Прочитать на русском языке ее можно бесплатно, но только онлайн. Читайте здесь.

Электронная книга на английском языке обойдется в 13 долларов, печатная версия в 25$. Купить тут. 

О том, что такое дата-журналистика из вступления книги:

«И «данные», и «журналистика» — ненадежные и неудобные термины. Кто-то считает, что данные – это любой набор цифр, чаще всего в таблице. 20 лет назад это был фактически единственный вид данных, с которыми имели дело журналисты. Но сейчас мы живем в цифровом мире, мире, в котором практически все можно описать при помощи цифр – и в котором практически все и описывается при помощи цифр.

Что же отличает журналистику данных от остальной журналистики? Возможно, это новые возможности, которые открываются, когда вы объединяете традиционный «нюх на новости», умение выведать все, что случилось, со способностью рассказать захватывающую и наглядную историю, с настоящим масштабом и разнообразием цифровой информации, которая ныне доступна.

… Данные могут служить источником журналистики данных, или же они могут быть тем инструментом, при помощи которого рассказывается история – или же они могут быть и тем, и другим одновременно. Как к любому источнику, к нему нужно относиться скептически, и как с любым инструментом, мы должны осознавать и понимать, как этот инструмент может придать форму или ограничить истории, которые создаются с его помощью.

Пол Брэдшоу, Бирмингемский городской университет»

Примеры готовых дата-журналистcких проектов из книги The Data Journalism Handbook:

  • Использование программирования и автоматизации процесса сбора информации, к примеру, от местных властей или полиции. Так сделал Эдриан Головатый (Adrian Holovaty) с ChicagoCrime и c EveryBlock.
  • Использование программного обеспечения для поиска связей между большим количеством документов. Пример The Telegraph с проектом «Расходы парламентариев».
  • Журналистика данных может помочь журналисту рассказать сложную историю за счет задействования инфографики. Образец: наглядные рассказы Ханса Рослинга о визуализации нищеты в мире при помощи Gapminder.
  • Работа Дэвида Маккендлесса по извлечению сущности из больших чисел (представление государственных расходов в контексте, исследование какое загрязнение окружающей среды было предотвращено во время извержения исландского вулкана) говорит о важности чистого дизайна. Смотреть на сайте Information is Beautiful.

Краткое содержание книги «Пособие по журналистике данных» поместили в одном постере:

Книга по дата-журналистике

О чем вы сможете узнать из пособия:

  1. Конкретные примеры. Взгляд на вдохновляющие примеры исследований.
  2. Журналисты-создатели кода/Журналисты-программисты. Найм программиста высшего класса.
  3. Получение данных. Открытые порталы данных. Обработка данных, удаление лишнего. Краудсорсинг.
  4. Грамотность в отношении данных.
  5. Понимание, осмысливание данных.
  6. Инструменты.
  7. Написание статей/создание сюжетов с данными.
  8. Визуализация данных.
  9. Вовлеченность сообществ в подготовку материалов с получением и обработкой данных.
The Data Journalism Handbook: принципы, методы, правила